«Сланцевая революция», произошедшая в Америке, не повлияет на мировую структуру рынка газа, его объемы продаж и цену, уверен генеральный секретарь Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) Сейед Мохаммад Хуссейн Адели.
shale_marcellus
«Влияние сланцевого газа пока ограниченно и в ближайшие годы не окажет значительного влияния на рынок«, — говорит он.

При этом генсек подчеркнул, что влияние сланцев на мировой газовый рынок невелико, пока их промышленную добычу ведет только США. Но не исключено, что после начала разработки сланцевых месторождений газа другими странами роль «нетрадиционного» газа в мировой экономике может возрасти.

Несмотря на то, что «сланцевая революция» обеспечила США энергетическую независимость, они в краткосрочной перспективе не смогут стать крупным импортером газа, как это предрекают некоторые участники рынка.

Х. Адели в своем докладе отметил, что строящиеся в США мощности по сжижению сланцевого газа, ввод которых планируется в конце 2015 — начале 2016 года, рассчитаны лишь на обеспечение контрактов с Китаем и спотовый рынок. И хотя в стране есть ряд и других проектов СПГ-заводов суммарной мощностью до 61 млн тонн в год, говорить о том, что США сможет экспортировать свой газ по другим направлениям, например в Европу, пока рано.

Также преждевременно говорить и о том, что сланцевый газ сможет конкурировать по цене с традиционным. По расчетам экспертов, стоимость американского газа с учетом его переработки и транспортировки будет равноценна текущим ценам на традиционный. «Для стран Европы сланцевый газ будет продаваться на том же уровне, что и сейчас предлагают Европе свой газ Россия и Алжир«, — полагает глава ФСЭГ.

В настоящее время на сланцы приходится 40% от общего объема добычи газа в США. В 2013 году добыча сланцевого газа в США выросла на 11% в сравнении с 2012 годом — до 305 млрд кубометров. К 2030 году доля сланцевого газа в структуре американской добычи может вырасти до 50%. При этом Х. Адели добавил, что доходность компаний, ведущих добычу сланцевого газа в США, падает, а, значит, ставит под вопрос дальнейшее развитие «сланцевой революции».

Еще одним претендентом на «сланцевую революцию» может стать Китай, запасы сланцевого газа которого в настоящее время оценивают в 17,7 трлн кубометров (пока их можно отнести к категории «возможные», так как цифра уточняется в ходе геологоразведки). Но для старта промышленной добычи властям Поднебесной надо решить ряд проблем — и некоторые из них более острые, чем отсутствие технологии.

Так, значительно осложнить добычу сланцевого газа в Китае может высокая плотность населения в газоносных районах, которое может начать протест против добычи сланцев, и острая нехватка воды, большие объемы которой нужны для проведения гидроразрыва пласта. В связи с этим Х.Адели считает, что Китай сможет приступить к добыче сланцевого газа после 2020 года.

Наряду с Китаем есть потенциал у России, которая также обладает большими запасами сланцевого газа, Украины, Польши, ряда стран Африки и Латинской Америки. При этом Х. Адели подчеркнул, что в Европе, Латинской Америке и странах Африки запасы сланцевого газа невелики, а в некоторых регионах и вовсе не имеют промышленного значения.

В целом запасы сланцевого газа в настоящее время составляют 470 трлн кубометров, или 7% от общего объема мировых запасов газа. Но в будущем, после завершения геологоразведочных работ в странах, где запасы сланцевого газа еще не уточнены, его доля в мировых запасах может вырасти до 23%.

Сланцевый газ — это одна из трех разновидностей «нетрадиционного» газа. «Сланцевый газ извлекается из слоя, в котором он мог бы превратиться в обычный газ (традиционный природный газ), но через сотни лет. Его извлекают как несозревший плод«, — сказал Х. Адели, отметив, что по химическому составу сланцевый газ ничуть не отличается от традиционного природного газа.

Пока «сланцевая революция» коснулась только США, сланцы не повлияли на рынок природного газа. Но как только страны, имеющие запасы сланцевого газа, решив технические и политические проблемы, приступят к промышленной добыче «нетрадиционного» газа, влияние сланцев на мировой газовом рынке возрастет. Но для того, чтобы региональный масштаб перерос в глобальный, потребуется несколько лет. «По прогнозам экспертов, влияние сланцевого газа станет более заметным после 2020 года«, — заключил Х. Адели.

Оставьте комментарий