«Эйфория вокруг ресурсов сланцевого газа в десятки раз превышает реальную оценку запасов». Эти слова я написал почти четыре года назад. И время их подтвердило.

Сейчас пора разобраться в причинах «сланцевого бума» и его закономерного завершения. Профессиональные детали подробно разобраны на нефтегазовом сайте. Эта статья предназначена для широкого круга читателей.

Базой для добывающей промышленности являются ДОКАЗАННЫЕ ЗАПАСЫ. Это та часть полезного ископаемого, которая может быть с прибылью добыта при существующем уровне техники. Всё остальное – потенциальные ресурсы. Часть из них извлечь невозможно, они остаются в недрах. Другую часть добывать невыгодно, затраты превышают стоимость добычи. Они могут считаться резервом на далёкое будущее.

Так вот, доказанные запасы сланцевого газа НИКОГДА не превышали 4 трлн м3, а это чуть больше 2% от всех запасов планеты. Маловато для «революции» в энергетике. Как же удалось жуликам ввести в заблуждение полмира? Очень просто. Они намеренно путали доказанные запасы с потенциальными ресурсами, которые преувеличивали до сотен триллионов кубометров.

1. ОПЫТ США

Американское энергетическое агентство EIA в конце 2011 г. оценило доказанные запасы сланцевого газа в США в 3,73 трлн м3. Данные за 2012 год оно осторожно не приводит. Это 39,4% от всех американских запасов газа. При нынешних темпах отборов США обеспечены газом на 13 лет.

Интересная деталь. Ещё 4-5 лет назад в США широко обсуждали ресурсы tight gas, добываемого из плотных низкопроницаемых песчаников. Его запасы оценивались в 1,5 трлн м3, а годовая добыча – в 115 млрд кубометров. В нынешних сводках от них не осталось и следа. Этот ресурс включён в состав «сланцевого» газа. Потому что слово «сланцевый» стало БРЕНДОМ, средством манипулирования общественным мнением и бизнесом.

Однако добыча газа в США за последние 7 лет выросла на 33,3%. В 2012 году она достигла 681,4 млрд м3, из которых 237,5 (34,9%) добыты из трудноизвлекаемых запасов, в первую очередь, сланцевого газа. В 2013 году рост прекратился. Аналитики связывают это с резким снижением внутренних цен на газ, которые в конце 2012 г. достигали $77 за 1000 м3. Давайте разберёмся.

Месторождение Barnett Shale в Техасе интенсивно разбуривается уже 5 лет, и количество скважин здесь достигло 17361. Добыча газа росла в 1,5 раза медленнее числа скважин. В 2012 г. началось её снижение, хотя только за этот год было пробурено 1182 скважины.

Другое крупное месторождение Marcellus Shale интенсивно разбуривается лишь три года.

В 2010-12 гг. здесь пробурено более 4 тыс. скважин, в результате чего отбор газа увеличился в 52 раза, с 4,2 до 221 млн м3/сут.

Почему же при одинаковых ценах на газ добыча на одном месторождении падает, а на другом растёт? Ответ прост. Потому что на месторождении Barnett Shale самые выгодные, лёгкие запасы уже выбраны. За пять лет средний дебит газа из одной скважины снизился на 40% и на 01.01.2013 составлял ничтожную величину 7,7 тыс. м3/сут. Выручка от такой скважины не в состоянии окупить даже одну операцию гидроразрыва пласта, которые требуются для поддержания продуктивности. Поэтому готов держать пари – более половины скважин простаивает. Сейчас из месторождения отобрано 32% доступных запасов; чтобы добыть остальные нужно, как минимум, пробурить ещё 37 тысяч скважин. Однако не видно, где их бурить, потому что новые скважины значительно менее продуктивны, чем первые.

А Marcellus Shale интенсивно разбуривается только четвёртый год. И пик добычи, и последующее падение у него ещё впереди. Не за горами.

Теперь кратко – о финансовых результатах.

Royal Dutch Shell списала 2,4 млрд долл США на убытки, связанные с разработкой месторождений сланцевого газа в США. Об этом компания сообщила в отчёте по итогам деятельности во 2-м квартале 2013 г.

В 2010 г. Exxon-Mobil потратила $25 млрд на выкуп компании XTO Energy, специализирующейся на добыче сланцевого газа. С тех пор её прибыль сократилась на 25%, а добыча газа снижается уже восемь кварталов подряд.

Стоимость принадлежащих Вritish Рetroleum активов по добыче сланцевого газа в прошлом году сократилась на $2,1 млрд.

Карта газовых скважин штат Пенсильвания Marcellus Shale
Карта газовых скважин штат Пенсильвания, Marcellus Shale

Лидер «сланцевой индустрии» Chesapeke Energy завершил 2012 год с убытками в размере $974 млн. Убытки от добычи нефти и газа – вдвое выше, но их частично компенсировали доходы от сервисных услуг. За последние 5 лет при общей выручке $52,6 млрд суммарный баланс компании сведён с убытками в $3,5 млрд. Себестоимость добычи газа в 2012 г. выросла на 8,6%, до $120 за 1000 м3. Более половины её составляет амортизация ранее пробуренных скважин. Крупным разделом деятельности Chesapeke Energy стала продажа активов. Компания уверяет, что ей удалось продать их на $12 млрд. Однако задолженность по кредитам от этого не уменьшилась, а наоборот, выросла на $1,5 млрд.

Мощный штурм сланцевых кладовых в США обернулся приличными убытками.

Почему же так быстро исчезли из СМИ сногсшибательные цифры запасов сланцевого газа в сотни триллионов кубометров? Потому что они содержали две ошибки. Первая ошибка – ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ. Взгляните на карту расположения скважин Marcellus Shale в штате Пенсильвания (рис. 1).

Хорошо видно, что основная часть скважин образует три больших группы. Это участки с наибольшей толщиной пласта (60-90 м) и трещиноватостью. Именно здесь расположены самые доходные скважины. Остальная же часть площади менее продуктивна, здесь многие скважины убыточны. Если подсчитать площадь больших толщин, то она окажется в 8 раз меньше всей территории месторождения.

Вторая ошибка – ФИЗИЧЕСКАЯ. Американские геологи посчитали, что любой газ, находящийся в сланцах, принципиально можно извлечь. В действительности же в очень малых порах размером менее 0,05 мкм газ не фильтруется. Он прочно удерживается силами межмолекулярного взаимодействия. Перемещаться в них он может только за счёт диффузии, а её скорость очень мала и составляет несколько сантиметров в сутки. Добывать такой газ придётся многие десятилетия, а этого никакая экономика не выдержит.

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Сланцевый бум имеет истоки в 2005 году, когда Р. Чейни, «вице-президент США от Халлибертона» протолкнул в конгрессе энергетический билль. Нефтегазовая промышленность США была исключена из Акта о безопасности питьевой воды, Акта о защите воздуха, и из десятка других законов о защите окружающей среды. Она стала единственной отраслью, которая может закачивать под землю химикаты в непосредственной близости от источников питьевой воды, даже не раскрывая состава этих веществ.

Впрочем, неразрешимых экологических проблем при добыче сланцевого газа нет. Да, гидроразрывы пласта в отдельных случаях провоцируют слабые землетрясения, но магнитуда их не превышает 3 баллов, и серьёзными разрушениями они не грозят. Более опасна закачка в подземные пласты больших объёмов загрязнённых вод, которые извлекаются из газовых скважин. В штате Арканзас, который сам по себе отличается повышенной сейсмичностью, число подземных толчков увеличилось в несколько раз. Не удивительно, что власти Арканзаса временно запретили добычу газа, в сейсмичных районах она действительно рискованна.

Да, используемые при гидроразрывах пласта химикаты имеют токсичность по российской классификации III категории (среднюю). Более токсична среди них лишь соляная кислота, но она в пласте нейтрализуется карбонатными породами. Все эти химикаты, по меньшей мере, 30 лет применялись в нефтедобыче, и никто не бил в барабаны и не устраивал протестов. Что же изменилось?

Проблема – в ГИГАНТИЗМЕ. Когда за год бурятся десятки тысяч скважин, среди них обязательно будут аварийные. Вспомним, на Самотлоре за 15 лет пробурили 9 тыс. скважин, и более трёхсот из них имели нарушения обсадных колонн. Так же и в сланцах, только скважины там намного сложнее, с горизонтальным окончанием и операциями гидроразрыва, число которых уже достигло 20-25 на одну скважину. Среди тысяч скважин всегда находятся десятки случаев брака бурения, которые сам буровик или его заказчик постарается скрыть. Именно такие случаи и приводят к гриффонам, когда газ проникает через слабый цемент на поверхность и даже поступает в дома вместе с водой из артезианских скважин.

Сланцевые поля в Техасе
Сланцевые поля в Техасе

Нет проблемы – очистить 6 тыс. тонн загрязнённой химикатами воды, которая извлекается после гидроразрыва ИЗ ОДНОЙ газовой скважины. Но, когда таких скважин более 60 тыс., а среднее количество гидроразрывов — 3 операции на скважину в год, то годовой объём грязной воды превышает МИЛЛИАРД ТОНН. Для очистки её целые заводы строить придется.

Даже такой простой вопрос, как состояние дорог, при массовом проезде тяжелых траков и автоцистерн обходится в копеечку. В прошлом году законодатели Техаса утвердили бюджет в $225 млн на ремонт дорожных повреждений, вызванных сланцевой добычей на месторождении Eagle Ford. Другие штаты пока только подсчитывают нанесённый дорогам ущерб. Арканзас его оценивает в $450 млн, Пенсильвания в $3,5 млрд.

Разумеется, в пустынных и малонаселённых местах экологический ущерб не так заметен и мало кого беспокоит. Иное дело – в лесистой Пенсильвании или густонаселённой Европе.

3. ПОИСКИ В МИРЕ

Если в США запасы сланцевого газа всё же реальны и в какой-то степени будут добыты, то в остальном мире 4-летняя разведка сланцевого газа закончилась ПОЛНЫМ ПРОВАЛОМ.

Промышленный приток газа получен только в Австралии. Из 15 разведочных скважин две на блоке Cooper Basin дали притоки с начальным дебитом 73-85 тыс. м3/сут. Судя по неплохому дебиту, это tight gas, из плотных песчаников. Компания Santos ещё полтора года назад поспешила объявить о начале промышленной добычи, однако никаких сведений о ней пока нет. EIA оценивает извлекаемые запасы блока Cooper в 2,4 трлн м3, сколько их там реально, покажет разбуривание площади.

В Канаде никакой информации о добыче газа из сланцев нет. Разумеется, СМИ пестрят сообщениями о гигантских сланцевых перспективах. Однако, доказанные запасы канадского газа за последние 10 лет выросли всего лишь на 17,6 %, а добыча упала на 20%, в том числе, в 2012 году – на 2,3 %.

В Аргентине компания YPF заявила об открытии на юге страны месторождения сланцевого газа с запасами 127 млрд м3. Не ясно, геологические это запасы или извлекаемые, но в любом случае – не гигант, просто крупное месторождение. Однако YPF, ранее дочка испанской Petrol, недавно была национализирована, поэтому продолжения работ в течение 1,5 лет не последовало.

Китай выжидает. Прежние планы начать добычу сланцевого газа в 2015 г. отложены. Пока китайские компании вошли в долю сланцевых месторождений в США, ведут переговоры с Аргентиной. Вместо бурения на сланцы Китай наращивает мощности сжиженного газа. В прошлом году он запланировал ввод терминалов СПГ с совокупной пропускной способностью 15,7 миллиардов кубометров, что удваивает имеющееся количество мощностей.

Индия начала бурение первой разведочной скважины на сланцы. Её проектная глубина 3300 м, стоимость $6,2 млн. Индийская ONGC намерена пробурить 30 разведочных скважин общей стоимостью $97 млн. Перспективы дальнейшей добычи туманны из-за низких внутренних цен на газ ($90-120 за 1000 м3).

Франция и Болгария законодательно запретили на своих территориях гидроразрыв пластов. Германия объявила на него мораторий. Две скважины, пробуренные в Венгрии, газа не нашли.

Курьёзом закончились надежды на сланцевый газ в Литве. Два года назад EIA прогнозировало там 120 млрд м3 извлекаемых запасов. Но в октябре прошлого года компания Chevron, единственный претендент на разведку, отозвала свою заявку с конкурса. Оказалось, новая оценка EIA была удручающей: сланцевого газа в Литве вообще нет. Как вам нравятся такие зигзаги американских геологов?

В апреле 2011 г. EIA оценило в 5,3 трлн кубометров запасы сланцевого газа Польше, которых должно было хватить на 300 лет. С тех пор там пробурено более 50 разведочных скважин. Первые 20 скважин обошлись Польше в $400 млн. Приток газа с глубины 3 тыс. м. получен только в одной, о чём с большой помпой было объявлено всему миру. Он составляет 8 тыс. м3/сут. Поясню: чтобы удовлетворить растущую потребность в газе Польше надо пробурить ещё 5137 таких скважин и при этом убедиться, что добыча газа не будет убыточной.

А пока ExxonMobil отказалась от планов добычи сланцевого газа в Польше, признав проекты нерентабельными. Американские компании Marathon Oil и Talisman Energy и польская госкомпания Lotos также свернули разведку.

После трёх лет безуспешного бурения пришла новость из Великобритании. В середине прошлого года первая разведочная скважина на блоке Bowland выявила наличие газа. Толщина сланцев здесь достигает огромной величины 1100 м, из таких пластов в мире притоков ещё никто не получал. Сведений о продуктивности скважины не сообщается. Тем не менее, это привело в такой буйный восторг национальную службу геологии, что она сходу оценила извлекаемые запасы блока в 3,68 трлн м3. Побойтесь Бога, господа. Любой грамотный геолог скажет вам, что такие фантастические запасы одной скважиной открыть НЕВОЗМОЖНО.

Компания Chevron подписала соглашение с Украиной о разведке сланцевого газа в Прикарпатье. Это район высокой сейсмичности, здесь нужно внимательно следить за тектонической деятельностью. А в Харьковской области Shell объявила о завершении бурения скважины Беляевская-400 глубиной 5 тыс. м. и получении признаков газа. Это tight gas из плотных песчаников. Такие скважины очень дороги (обычная их стоимость $8-10 млн) и, как правило, быстро истощаются.

4. РЕЗЮМЕ

1. Массовая компания пропаганды сланцевого газа имеет в своей основе недобросовестную подмену геологических понятий. Отмечу, что американское агентство EIA никогда в ней не участвовало, а наоборот, приводило взвешенные и консервативные оценки запасов сланцевого газа.

2. Добыча трудноизвлекаемых запасов газа требует десятикратного увеличения мощностей бурения и строительства. Именно поэтому истоком сланцевого бума в США стало освобождение нефтегазовой промышленности от ВСЕХ экологических ограничений. Технически неразрешимых проблем здесь нет, но они требуют немалых затрат, которых слабая экономика сланцевых проектов пока не выдерживает.

3. Высокие уровни добычи газа в США продержатся ещё несколько лет. Они будут незначительно расти с ростом газовых цен, а затем, по мере истощения скважин, начнут неуклонно снижаться. Всячески стимулируя потребление газа, власти США сейчас совершают ещё одну, более жестокую ошибку: через десяток лет «изобилие» газа вновь сменится его дефицитом.

4. Интерес к трудноизвлекаемым запасам и последующий за ним ажиотаж является прямым следствием постепенного истощения природных ресурсов планеты. Нет сомнений, что со временем активизируются попытки добычи газовых гидратов, ресурсы которых в сотни раз выше запасов сланцевого газа. Но это неверный путь. Ибо чем сложнее будет добыча энергетических ископаемых, тем больше энергии человек будет на нее затрачивать. Решение проблемы дефицита энергии находится за пределами горнодобывающей отрасли.

Оставьте комментарий