Как стало известно партии «Альянс Зеленых – Народная партия», выступающей против анти-экологичных методов добычи сланцевых углеводородов, вчера компания Royal Dutch Shell начала работы по гидроразрыву пласта на первой пробуренной разведочной скважине в селе Веселое Первомайского района на Харьковщине. Об этом сообщили «Радио Свобода» и ряд других СМИ со ссылкой на источник в компании.
lovchinovsky_03
Напомним, что в сентябре этого года представители Royal Dutch Shell и «Надра Юзовский» подписали операционное соглашение о разделе продукции от добычи нетрадиционного газа на Юзовской площади, в результате чего Shell получила право начать в регионе работы по разведке и добыче углеводородов методом ГРП (гидроразрыва пласта), также т.н. «фрекинг».

Сейчас Shell проводит разведывательные работы. Пробурена скважина, проведен первый цикл гидроразрывов. На пресс-конференции 30 сентября губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий заявил, что Shell планирует в ближайшее время пробурить 4 разведывательные скважины в пределах Юзовской площади на территории региона. Все эти работы будут сопровождаться ГРП.

«Фрекинг», или извлечение сланцевых углеводородов при помощи ГРП, является одной из наиболее спорных и анти-экологичных технологий добычи полезных ископаемых. Особенность добычи сланцевого газа состоит в непрерывном бурении большого числа скважин и частом проведении ГРП, причем для обработки газоносного пласта используется смесь из воды, песка и большого количества высокотоксичных химикатов. Вобрав в себя этот ядовитый «коктейль», грунтовые воды разносят его на десятки километров вокруг, отравляя почву и питьевую воду, угрожая здоровью людей. Кроме того, при гидроударе возникают микро-сейсмические явления, которые не только негативно сказываются на сельском хозяйстве, но и могут разрушить дома местных жителей.

Партнер «Альянса Зеленых» по анти-сланцевой кампании, лидер украинской общественной организации «Зеленый Фронт», известный эко-активист, журналист Олег Перегон подчеркивает:

«Многих (в том числе и специалистов-экологов) сбивает с толку терминология, на чем и играют PR-менеджеры компаний, пытающихся добывать сланцевый газ. Мистификация заключается в том, что они говорят: «Гидроразрыв пласта — технология, известная с середины прошлого века и активно применяющаяся и в Европе, и в Российской Федерации, и в Украине». И приводят статистику: мол, газовики провели тысячи гидроразрывов за последние 50 лет.

На самом деле речь идет о двух совершенно разных по воздействию на окружающую среду процессах: гидроразрыве пласта при интенсификации добычи на «традиционных» месторождениях и гидроразрыве пласта, который как раз и имеет другое название «фрекинг» для добычи сланцевых, т.н. «нетрадиционных» углеводородов.

В первом случае технология действительно отработана и относительно неопасна: это применение специальных растворов для увеличения дебета (производительности) скважины. Жидкость закачивается под давлением, которое лишь слегка превышает пластное. При этом химия данной жидкости проста: чаще всего применяются кислоты, реже — щелочные растворы.

Совсем иная задача стоит перед фрекерами, пытающимися добыть сланцевый газ. В этих случаях газ под землей находится не в едином большом коллекторе, а в микроскопических порах в плотных породах, причем зачастую растворен в керогене, вязком органическом веществе. Чтобы его добыть, необходимо разрушить породу, напоминающую своей структурой затвердевший бетон. Для этого и применяется та самая ядовитая многокомпонентная смесь, о которой говорилось выше.

Объемы этого «коктейля» составляют несколько миллионов литров. Для скважины близ села Веселое требуется около 6 млн., а бывает, что фрекинговой жидкости необходимо до 25 млн. литров на одну скважину. Представляете, каковы количества токсичных веществ, которые при этом задействуются? А количества просочившихся, потерянных при переливании и других процессах? А испарившихся в атмосферу?!

Все это следует помножить на тысячи скважин, да еще и добавить фактор пластных вод. Их опасность нельзя недооценивать. Во-первых, они радиоактивны (поначалу радиоактивные элементы добывали именно из пластных вод глубокого залегания), во-вторых, несут в себе всю таблицу Менделеева, включая токсичные металлы и их соединения.

Какие еще опасности таит в себе метод фрекинга? Он требует огромного количества воды, что для вододефицитных регионов может стать приговором. Он требует огромного количества песка, который нередко добывается с нарушением экологических норм. Он вызывает землетрясения различной бальности, что приводит порой к катастрофическим последствиям».

Эко-активисты различных стран мира активно протестуют против использования технологии фрекинга. Более того, и правительства многих стран негативно относятся к подобному методу добычи углеводородов. Так, мораторий на использование гидроразрыва пласта введен на ряде территорий США. Запрещено добывать сланцевый газ в Голландии, Люксембурге, Болгарии, землях Нижняя Саксония и Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ). А во Франции вообще введена уголовная ответственность за бурение с использованием ГРП.

В случае если Украина начнет масштабные разработки с применением фрекинга, не только жители ее собственной территории, но и целый ряд регионов России (граничащих с Украиной) испытают на себе негативные последствия этого шага. Речь идет, в первую очередь, о бассейне реки Северский Донец, исток которой находится на территории России; затем она протекает в Украине по той территории, где будут вестись работы, а затем возвращается в Россию и впадает в Дон; таким образом, под угрозой оказывается огромная территория вплоть до дельты Дона и Азовского моря. Партия «Альянс Зеленых» наряду с инициативными группами и общественными организациями Украины выступает против технологии ГРП и уже неоднократно призывала правительства обеих стран заняться разработкой безопасной и экологичной энергетической политики, вместо того чтобы делать ставку на спорные «сланцевые» проекты.

Председатель «Альянса Зеленых» Глеб Фетисов в связи со сложившейся ситуацией отметил: «Мы подали заявление на вступление в Европейскую партию Зеленых и видим, какое беспокойство вопрос использования опасной технологии фрекинга вызывает у наших коллег в Европе. Партия намерена принимать участие во всех мероприятиях, посвященных проблеме сланцевых разработок, которые будут проходить на территории России и Украины».

Украинский эксперт Олег Перегон дал пресс-службе «Альянса» эксклюзивный комментарий, резко негативно отозвавшись о первом «официально подтвержденном» случае применения ГРП в Украине.

«Самое обидное во всей этой ситуации — то, что украинские ученые и эксперты общественных организаций не раз предупреждали власти о существующих рисках. Общественности удалось добиться проведения двух слушаний в комитетах украинского парламента, где смогли выступить ведущие ученые страны. Свои предупреждения государствам всего мира сделали и Международный союз охраны природы, и другие экспертные организации. Увы, все предупреждения остались проигнорированными, регулирующее вопрос законодательство так и не появилось в нашей стране. А это значит, что существующие риски не нейтрализованы требованиями нормативов, а компания не будет нести ответственности, даже если в результате ее деятельности произойдут значительные экологические катастрофы.

В Резолюции Европарламента, принятой 21 ноября 2012 г., содержится пункт 67, призывающий все страны-члены ЕС требовать от компаний, штаб-квартиры которых расположены на их территории, соблюдать стандарты производственной безопасности Евросоюза, где бы в мире они не вели добычу полезных ископаемых. Опираясь на это, мы можем и должны обратиться в Евросоюз с жалобой на анти-экологичные «сланцевые проекты».

Жалоба эта должна быть подкреплена доказательствами. Собственно, сбором таких доказательств и занимаются сейчас организации, входящие в Украинскую антифрекинговую коалицию. Когда материалы будут окончательно готовы, хотелось бы, чтобы к нашему обращению присоединились российские экологические организации.

Компания Royal Dutch Shell выбрала Украину для реализации сланцевых проектов, потому что здесь не действуют европейские и американские экологические нормы. Эти несколько миллионов долларов, вложенных в самую грязную технологию добычи углеводородов, не принесут стране ничего, кроме вреда. С каждой скважиной, с каждым гидроразрывом Украина все дальше от Евросоюза и все ближе к экологической катастрофе!».

Оставьте комментарий