Украина подписала соглашение с американской энергетической компанией Chevron о разработке ее месторождений сланцевого газа. Соглашение на сумму в 10 млрд. долларов рассчитано на 50 лет. Ранее подобное соглашение было заключено с компанией Royal Dutch Shell.
1402437
Полный текст соглашение недоступен — «коммерческая тайна», понятное дело. Но кое-какие утечки уже есть — и они весьма любопытны. Итак — по порядку:

1. С украинской стороны соглашение с «Шевроном» подписано министром энергетики и угольной промышленности Эдуардом Ставицким. Никакой информации о его деталях, вкл. и пропорции раздела добываемого сланцевого газа между «Шевроном» и Украиной, УНИАН не сообщило. Упоминалось лишь о том, что «Шеврон» намерена вложить в разработку предполагаемого Олесского месторождения до 10 млрд. долларов.

2. Сия новость вызвала ожидаемую громкую реакцию президента Украины Януковича, который на радостях успел заявить, что «Реализация масштабных проектов с корпорациями «Шелл» и «Шеврон» позволит Украине к 2020 году выйти на полное обеспечение себя газом, а по оптимистичному сценарию — и экспортировать энергоресурсы«, и никакой контракт с «Газпромом» Украине больше нужен не будет.

3. Самое интересное, как всегда, началось уже после подписания — когда украинские журналисты попытались выяснить реальные условия совместной деятельности Украины с «Шевроном».

4. Для начала выяснилось, что стоимость тех самые 10 процентов от украинской доли добычи, которая по требованию местных советов в районе разработок должна была поступать им, будет изыматься в госбюджет. Ну и в самом деле — свое согласие на добычу сланцевого газа на их территории они уже дали, соглашение подписано, чего уж тут церемониться.

5. Дальше начали всплывать и вовсе интересные детали насчет украинской доли от добычи «Шевроном» сланцевого газа в целом: оказывается, что «реальная доля государства может оказаться смешной — 13,55%». Именно на эту долю за 50 лет действия подписанного соглашения рассчитывает в своих вычислениях Минфин Украины. Причем никаких сумм вперед «живыми» деньгами — т.н. «бонусов» — «Шеврон» выплачивать Украине не собирается.

6. Позаботился «Шеврон» и о надлежащей защите собственных расходов — которые будут индексироваться ежеквартально из расчета 0,25 LIBOR + 5%: условно говоря, если в 2014-м «Шеврон» потратит на разработку 10 млн. долларов, то через пять лет они будут считаться уже как 13 млн., а через десять лет — почти как 17 млн..

7. Причем Украина не сможет получать даже свою мизерную долю в 13,55 проц. до того самого момента, пока «Шеврон» не возместит полностью собственные затраты. Ну, а с учетом того, что затраты американцев будут расти с каждым годом (это объясняется статистическим эффектом «сложного процента», чистая математика), Украина не получит никакой прибыли никогда.

8. По расчетам Минфина Украины, 350 млн. долларов, которые могут быть потрачены «Шевроном» на геологические исследования, через 5 лет трансформируются в 584 млн. доллларов.

9. В мировой практике иностранные компании всегда соглашаются на определенные затраты, которые предназначены для тех населенных пунктов, которые расположены в непосредственной близости от участков добычи. А потом компенсируют эти расходы за счет того, что добывают из недр.

Текстом же соглашения предусмотрено 0,5 млн. долларов для местных органов самоуправления на стадии геологической разработки и 1 млн. дол. по достижении показателей коммерческой целесообразности. Средства мизерные. Для понимания, на них нельзя даже построить среднюю школу.

Даже сам Минфин Украины посчитал недопустимым компенсировать эти расходы за счет добытых углеводородов и включать их в налоговые расходы.И действительно, местным районам объективно будет нанесен огромный ущерб, ведь большое количество земель будет испорчено, а грунтовые воды — загрязнены. Это печальная реальность, а не российская пропаганда . И, если «Шеврон» и без того получает 86,66 проц. прибыли , можно было бы компенсировать такие крохи.
Есть ли эти » социальные пункты » в конечном варианте соглашения — неизвестно.

10. В соглашении содержится пункт об «усушке и утруске», который предоставляет оператору соглашения право использовать добытые углеводороды в производственном процессе. «Углеводороды могут быть потеряны при сжигании, продувке, усадке, испарении или другим способом. Оператор не несет ответственности за любую такую ​​потерю«. Так что вряд ли стоит удивляться, если впоследствии выяснится, что 5, 10 или 15 проц. добытого газа теряется при этих самых «…сжигании, продувке, усадке, испарении или другим способом«.

В общем — чудесное соглашение, иначе не скажешь… Более невыгодным для Украины его вряд ли можно было бы сделать. Так что результат — действительно поистине выдающийся.

Могу лишь поздравить украинскую власть с очередной блестящей победой: с таким соглашением Украина наверняка станет мировым экспортером газа.

13, 55 проц. — это звучит, согласитесь…

Оставьте комментарий