Раздел «Порядок опустошения недр» американского «Кодекса управления колониями» гласит: «Правом каждого колониального администратора, на законных основаниях приставленного к землям покоренных народов, являются, грабеж и опустошение недр покоренных республик». Этим же разделом конкретизируется данное право: «С целью недопущения возмущений и бунтов среди покоренных народов, а также сохранения благородного имиджа перед мировой общественностью и завоеванными, следует завуалировать грабеж под цивилизованные формы сотрудничества и инвестиций, оформив процесс изъятия природных ресурсов из недр соглашениями о разделе продукции».
web-shale-gas-getty
К сожалению, найти печатный вариант издания «Кодекса управления колониями» Вашему покорному слуге не удалось, однако, это отнюдь не является основанием полагать, что такого кодекса не существует. Нас грабят, впрочем, это не откровение, и даже не новость. Этим мало кого можно удивить, ибо все к этому уже давно привыкли. Все давно уже знают об офшорах, о том, что горе-олигархи прячут там награбленное. Но есть одна достаточно изобретательная, а главное абсолютно законная, форма грабежа и изъятия полезных ископаемых из недр лимитрофных республик. И имя ей — соглашение о разделе продукции (СРП).

По своей правовой природе СРП является разновидностью договора концессии, только со своей особенностью: если по договору концессии расплачиваются деньгами, то по СРП – добытыми ресурсами в натуре. Суть СРП состоит в следующем: в государство «Y», обладающее залежами природных ресурсов, но обделенное желанием местных элитариев вкладываться в их добычу, приезжает представитель ТНК или иной инвестор статусом несколько ниже, возможно даже из местных олигархов, но обязательно с мешками долларовой бумаги. Растопырив пальцы, инвестор (читай СГА), используя свои связи, агентов влияния, либеральных «бостонских мальчиков», а также продажность местных элит, лоббирует принятие закона о СРП. В законе указывается, что инвестор вкладывает средства в поиск и добычу полезных ископаемых на территории государства, а государство ему предоставляет различные льготы и получает свою долю выдолбленного из недр.

Не стоит полагать, что СРП является чем-то новым и неизведанным. СРП атлантисты применяли еще в 1920-х гг., когда большевики в лице В.И. Ленина допустили к ресурсам СССР английские и американские компании, раздав месторождения золота, цветных металлов, и отдав нефтянку англичанам на правах концессии. Затем российские либералы повторили опыты юных большевиков, заключив СРП с нефтяными ТНК, отдав нефтянку в концессии. В целом либеральные гайдаровцы в РФ раздали более 260 перспективных месторождений природных ресурсов. И если в СССР порядок наводил И.В. Сталин, то в РФ – В.В. Путин, постепенно отменивший действие СРП с 2004 г., впрочем, соответствующий закон так и остался. Именно после отмены действия СРП Россия начала получать серьезные прибыли от добычи и продажи нефти и газа, что в совокупности с постепенным повышением цен на энергоносители стало основой для роста экономики России. Ныне же в РФ в рамках СРП разрабатываются три проекта: «Сахалин-1» (ExxonMobil), «Сахалин-2» (Sakhalin Energy) и Харьягинское нефтяное месторождение (Total).

А теперь пора перейти непосредственно к изюминкам закона Украины «О соглашениях о разделе продукции» от 14.09.1999 г., подписанного почивающим на пенсии Л.Д. Кучмой еще в бытность его президентом.

Самое интересное и полезное для нас содержится в ст. 19 Закона поясняющей пропорции раздела продукции. А распределяют ее следующим образом: добытые ресурсы складируются (в случае с нефтью и газом распределяются сразу) на складах, затем на пункте распределения взвешиваются и ежеквартально делятся между государством и инвестором в следующей пропорции: 70 на 30%, естественно, в пользу инвестора. Далее инвестор волен решать сам судьбу добытого и выдолбленного из недр. Ресурсы можно продать на территории Украины, а можно погрузить на ж/д состав и отправить прочь из Украины, ибо ни лицензирование, ни квотирование на добытую таким образом продукцию не распространяется, т.е. вывози столько, сколько душе и заказам клиентов угодно. По такой пропорции происходит распределение в первый период СРП – компенсационный, когда инвестору дают возможность «отбить» вложенные средства в налаживание добычи ископаемых. Характерно, но «состав затрат, что возмещаются компенсационной продукцией, может отличаться от предусмотренного законодательством списка трат» (п. 5 ст. 19 Закона), что дает потенциальную возможность инвестору внести в перечень компенсируемых затрат все, что душа пожелает. Полагаю, учитывая тотальную коррумпированность наших «элит», что так и делается на практике. Включение дополнительных затрат, зачастую оформленных фиктивными документами, позволяет увеличивать часть компенсационной продукции в разы. Затем, по законам логики, когда инвестор окупил все затраты, компенсационный период оканчивается и используются другие пропорции распределения добытого, оговоренные в соглашении. Однако, и тут не все чисто: можно сделать так, что компенсационный период не закончится. Именно так решено было сделать со сланцевым газом и газом на Черноморском шельфе.

Газ, добываемый на Черноморском шельфе, по замыслу украинского правительства должен стать реальной и к тому же достаточно недорогой заменой российскому газу, что позволит «наказать» РФ за неуступчивость в газовом вопросе и создать власти имидж крепких государственников, борющихся за благо своей страны (стоит только вспомнить помпезность с которой ввозилась первая морская буровая вышка в украинскую акваторию Черного моря). Впрочем, все вышеизложенные мотивы являются прикрытием для «попила» казенных денег чиновниками и получения сверхприбылей компаниями, выигравшими права на заключение СРП.

Именно так произошло со Скифским участком Черноморского шельфа. Право добычи газа по СРП на этом участке получили ТНК ExxonMobil, Shell и Petron, участие государственной НАК «Надра Украины» сводится лишь к предоставлению документации. В долю власть взяла еще загадочную контору «Геосервис Чауда». А для добычи сланцевого газа была привлечена не менее загадочная контора «СПК-Геосервис», создавшая СП с НАК «Надра Украины» для разработки Юзовской и Олесской площадей сланцев. Суть этих контор, за которыми могут стоять как представители В.Ф. Януковича, так и олигарха Д. В. Фирташа, состоит в получении своей доли из тех 30% добытых ресурсов, которые причитаются государству. Так на Скифском участке шельфа продукция будет распределяться следующим образом: 70% — иностранному инвестору до компенсации затрат, 20% — государству, а 10%, по всей видимости, отойдет «Геосервис Чауда», по сути, являющейся аналогом хрестоматийной конторы «Рога и копыта». Ничуть не лучше обстоит дело с распределением продукции от планируемой добычи сланцевого газа. «Налево» отправят 15% продукции с Юзовского участка, а с Олесского – 13, 5%. А теперь представьте только себе какие «огромные» объемы газа и прибыль получит государство, если его доля в реализации трех проектов составляет от 15 до 20% добытой продукции. На очереди дерибан Форосского участка Черноморского шельфа. Сомневаюсь, что там откажутся применять уже ранее опробованную схему. Только по этим основаниям добычу газа на шельфе и сланцевых горизонтах пород можно поставить в топ-10 грабежа и лохотрона населения Украины за годы независимости.

Не укладываются в голове и некоторые другие положения закона о СРП. Так ст. 32 предполагалось лишить государство судебного иммунитета, т.е. разрешить привлекать Украину в качестве ответчика в иностранном суде или международном арбитраже. Для ТНК это несомненный плюс, а вот для государства, не обладающего реальным суверенитетом, и ранее позорно проигравшем часть своей территории Румынии, – огромный минус. Впрочем, решением Конституционного суда Украины данная норма была признана неконституционной и теперь отказ от судебного иммунитета для государства является правом, а не обязанностью.

Весьма показательна ч.2 ст. 34 Закона дающая право инвестору не возвращать валютную выручку от проведения внешнеэкономических операций обратно на Украину, хотя возврат выручки в валюте является обязательным для субъектов внешнеэкономической деятельности. Может быть, стоило бы пересмотреть содержание этой статьи, вместо введения 15% налога для физических лиц при совершении ими обменных операций? Ибо получается сплошное лицемерие и очередная попытка решения экономических проблем Украины только за счет населения.

Интересно и то, что лоббированием СРП на Украине занимался фонд USAID в рамках проекта «Консалтинговая поддержка правительства Украины касательно соглашений о разделе продукции» в 2007 г. Этот же фонд продвигает сланцевую тему на Украине в 2011-2012 гг. Очередное доказательство того, что лоббирование сланцевой темы на Украине всего лишь элемент геополитического противостояния между РФ и СГА, где Украине отведена роль жертвы СГА и своих же национальных элит.

Показательно, но мне так и не удалось найти подобный закон о разделе продукции в Республике Белоруссия. Никаких результатов не дал поиск подобного правового института в Кодексе о недрах РБ. Что-то наталкивает на мысль о том, что у белорусов подобного закона и сопутствующего ему грабежа недр просто нет. Батька не разрешает. Другое дело – Киргизия. В случае с Киргизией даже копать глубоко не пришлось. Хватило цитаты киргизского депутата Турсунбайя Бакирова: «Все смеются над нами, что мы на золоте сидим и в таких долгах. Тогда во время Аскара Акаева мы подписали соглашение с Канадой с кабальными условиями для Кыргызстана. […] Это же плевок в душу, каждый что хочет, то и приносит».

А теперь наступило время подведения итогов:

  1. Закон Украины «О соглашениях о разделе продукции» и его аналоги в странах СНГ являются грабительскими законами, навязанными лимитрофным республикам их колониальными администрациями.
  2. Цель данных законов – получение сверхприбылей за счет изъятия природных ресурсов из недр колониальных республик.
  3. Добыча сланцевого газа и газа на шельфе Черного моря будет осуществляться по СРП, посему рассматривать ее иначе как грабеж и опустошение недр нельзя. Реальная доля государства в добытых природных ресурсах составит от 15 до 20%, что является дополнительным подтверждением абсурдности и нереальности обеспечения Украиной энергетической независимости.
  4. Лоббистами сланцевой темы на Украине являются американцы действующее через фонд USAID. «Сланец» на Украине лишь маленький элемент в геополитической «Большой Игре» между РФ и СГА, теллурократией и таллосократией.
  5. Без отмены действия СРП восстановление контроля лимитрофных государств над своими недрами невозможно. Впрочем, на данном этапе восстановление их суверенитета представляется чем-то сродни полету человека к Плутону.

Оставьте комментарий