Пообещав местным общинам процент от реализации сланцевого газа, добытого в регионах, столичные чиновники переложили на них и ответственность за экологические последствия сомнительных проектов.
blokuvannia_lor_gaz9919
В октябре стала известна цена сговорчивости, с которой Львовский и Ивано-Франковский облсоветы согласовали американской компании Chevron проект добычи газа на Олесской газовой площади.

1 октября депутат Верховной Рады Юрий Деревянко, избранный от Яремче и прилегающих районов Ивано-Франковской области, зарегистрировал в парламенте законопроект №3295-1 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (о средствах от использования (реализации) государственной части произведенной продукции соответственно с соглашениями о разделе продукции).

А уже 10 октября ВР приняла его в первом чтении большинством в 348 голосов при необходимых 226, 0 — против, 0 — воздержавшихся.

Важнейшей особенностью этого законопроекта является перераспределение принадлежащей государству доли от продажи добытых углеводородов в пользу местных общин.

Если раньше 100% такой выручки шло прямиком в Киев и зачислялось в общий фонд госбюджета, то согласно инициативе Деревянко, не менее 10% этих средств должно будет пополнить местные бюджеты в следующей пропорции. Половина «десятины» достанется областным бюджетам, а оставшиеся по 25% будут зачисляться районным и сельским (поселковым) советам.

Доля для местных бюджетов от освоения сланцевого газа — одно из ключевых условий соглашения власти и оппозиционных партий «Свобода», «Батьківщина», «Фронт змін» и других, контролирующих большинство в Ивано-Франковском и Львовском советах.

Если Харьковский и Донецкий облсоветы еще в январе, что называется, не глядя утвердили соглашения о разделе продукции (СРП), которые были необходимы для освоения Юзовской газовой площади на территории этих регионов компанией Shell, то депутаты из Западной Украины оказались не такими сговорчивыми.

До начала осени они блокировали на местном уровне подписание СРП с американской компанией Chevron, без которого было бы невозможно начало работ на Олесской площади в Ивано-Франковской и Львовской областях.

Местных депутатов возмутило полное игнорирование прав территориальных общин, на землях которых будет разворачиваться добыча газа. В первой редакции соглашения Chevron не обязана была делиться с местными властями информацией о том, какие химические вещества будут использоваться для гидравлического разрыва пласта, имела право на собственное усмотрение, без учета интересов местных властей, тратить социальные инвестиции, предусмотренные соглашением ($0,5 — 1 млн. в год в зависимости от объемов добычи), не обязана была проводить рекультивацию нарушенных участков газодобычи. Кроме того, в соглашении отсутствовали пункты о проведении экологического аудита перед возвращением земельных участков, на которых добывался газ, в пользование местным общинам, а также о полном возмещении экологического ущерба, если таковой будет иметь место.

Представителей территориальных громад сначала даже не собирались включать в состав межведомственной комиссии, созданной Кабмином и Chevron для разработки СРП и наблюдения за его реализацией.

В общей сложности к первой редакции СРП местными депутатами было предложено более полусотни дополнений, что говорит о крайне низком уровне профессионализма ведомств, которые занимались подготовкой соглашения с Chevron от имени Украины, т. е. Министерства энергетики Эдуарда Ставицкого и еще в большей мере — Министерства экологии и природных ресурсов Олега Проскурякова.

По некоторым данным, изначально в СРП отсутствовал даже пункт о том, что в своей деятельности Chevron должен руководствоваться исключительно украинским законодательством. Вместо этого фигурировал пункт о «соответствующей международной практике в нефтегазовой промышленности», смысл которой для местной общественности так и остался нераскрытым.

Однако 20 сентября разрабатывать газ в регионе Chevron разрешил Ивано-Франковский облсовет, а 3 октября — Львовский. И произошло это только после того, как, по данным «Экономической правды», в проекте СРП было полностью урегулировано 14 предложений Ивано-Франковского облсовета и частично — еще 35.

Перераспределение же в пользу местных бюджетов не менее 10% выручки от углеводородов, по СРП принадлежащих государству, было требованием № 1 ивано-франковских и львовских депутатов.

Поэтому чтобы не срывать подписание соглашения об освоении Олесской площади, ВР оперативно зарегистрировала и проголосовала за законопроект г-на Деревянко.

В заключении к этому документу, выданному Главным научно-экспертным управлением ВР, указано, что действующим законодательством не предусмотрено, каким образом местные власти могли бы получать средства от реализации части добытой продукции и направлять их на нужды своих общин.

С одной стороны, в законе «О соглашениях по разделу продукции» указано, что часть ее, которая остается в собственности государства, используется в порядке, определенном Кабмином. При этом должны учитываться потребности конкретных территорий, где разрабатываются месторождения, а их расчет и обоснование осуществляется органами местного самоуправления. В обязательном порядке должна учитываться компенсация потерь из-за нарушения экологических требований при использовании природных ресурсов.

С другой стороны, Бюджетный кодекс все же не содержит положений, по которым бы часть средств от соглашений по разделу продукции поступала местным бюджетам.

И чтобы местные власти смогли получать долю от разработки газа на своей территории, необходимо будет утвердить еще и подзаконные акты, определяющие порядок таких отчислений.

Выделение средств на нужды местных общин является, пожалуй, самым верным способом «купить» их заинтересованность в общегосударственных проектах.

Так, например, после продажи в 2005 г. меткомбината «Криворожсталь» за 19,94 млрд. грн. британско-индийскому металлургическому магнату Лакшми Митталу 1% вырученных средств, т. е. 199,4 млн. грн., предназначались Кривому Рогу и пяти окрестным районам Днепропетровской области — Апостоловскому, Криворожскому, Пятихатскому, Софиевскому и Широковскому.

Стороны долго не могли поделить эти деньги из-за отсутствия надлежащей законодательной базы и банального желания выторговать себе побольше. Ведь постприватизационные отчисления превышали годовой бюджет каждого из сельских районов. В итоге лишь в 2007 г. Кривой Рог смог освоить из этих средств 139,5млн.грн., Криворожский район — 33,5 млн. грн., а 26,4 млн. грн. были поделены между оставшимися четырьмя районами области.

По предварительным данным, СРП с Chevron, которое Кабмин планирует окончательно утвердить в ноябре, предполагает, что доля государства составит 17-40% добытых углеводородов в зависимости от уровня добычи. Таким образом, доля регионов может составить 1,7 — 4%. Но как будут делить эти деньги, в какой пропорции, пока остается загадкой.

Иначе говоря, если, например, большая часть углеводородов добыта на Ивано-Франковщине, будет ли Львов претендовать на равную долю, или наоборот, если добыча ведется во Львовской области, на какую часть претендуют «станиславцы»? Эти вопросы еще не отрегулированы и в будущем могут создать немало проблем как самим добытчикам, так и местным депутатам.

Но самое интересное в распределении средств от еще не начатой добычи сланцевого газа в Украине: достанется ли сланцевая «десятина» Донецкой и Харьковской областям, которые, в отличие от западноукраинцев, «партийно-дисциплинированно» согласовали СРП с Shell еще в январе, когда законодательство не предусматривало отчислений в местные бюджеты?

Законопроект Деревянко предполагает, что да. Его действие должно распространяться и на ранее подписанные СРП.Но против этого выступает научно-экспертное управление ВР, и его понять можно. Закон обратной силы не имеет.

Это прекрасно понимает губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий. На днях он выставил ряд условий украинской «дочке» транснациональной компании Shell, которая собирается добывать газ уплотненных песчаников на Юзовской площади в Донецкой и Харьковской областях и уже приступила к бурению пробных скважин на Слобожанщине.

На встрече с главой Shell в Украине Грэхемом Тайли г-н Шишацкий настаивал, чтобы представительство транснациональной компании было зарегистрировано в Донецке и платило налоги в регионе. Кроме того, при поисках и разработке газа компания должна максимально использовать изготовленную в регионе продукцию и давать работу местным жителям.

Трудно сказать, как к подобным инициативам отнесется руководство Харьковской области, которое, наверное, также было бы не против регистрации газодобывающей компании в своем регионе. Сейчас украинское представительство Shell зарегистрировано в Киеве.

Однако практика деятельности транснациональных нефтегазодобывающих компаний предполагает максимальное использование собственных ресурсов, а уже подписанное Виктором Януковичем в Давосе соглашение с Shell явно не содержит запоздалых претензий донецкого губернатора.

Таким образом, может сложиться уникальный случай, когда львовяне и иванофранковцы на развитие своих территорий будут получать отчисления от газодобычи, а харьковчане и дончане — нет. Возможно, это и несправедливо, но наглядно продемонстрирует жителям этих регионов плату за предательство их интересов при подписании таких важных для страны соглашений.

Ведь жители большинства европейских стран отнюдь не горят желанием видеть у себя сланцевых газодобытчиков, даже если им за это обещают несметные сокровища.

Так, в октябре Chevron, выигравшая тендер на поиск сланцевого газа в Литве, объявила о прекращении там своей деятельности из-за того, что власти страны подняли налог на разведку сланцевых нефти и газа до 40% по сравнению с 16% для традиционных углеводородов.

А буквально на днях стало известно, что та же Chevron вывозит оборудование для бурения экспериментальных скважин из румынского уезда Васлуй (одного из самых бедных в Румынии), где до этого прошли столкновения местных жителей и полиции.

Вполне возможно, что как раз его и везут в Украину.

Оставьте комментарий