Руководство Монголии уделяет большое внимание разработкам в области добычи сланцевого газа и нефти. Весной 2013 года американская Genie Energy через свою дочернюю компанию получила право на проведение пилотных изысканий в этой области. Однако в сланцевом проекте, активно продвигаемом Западом в Монголии, есть опасные моменты.
web-shale-gas-getty
«Сланцевая революция», о необходимости которой столько говорят на Западе, похоже, пришла и в Монголию. В самом монгольском руководстве активно рекламируют и поддерживают этот шаг. Через СМИ обществу объясняют, что это позволит стимулировать зарубежные инвестиции, объем которых в последнее время существенно снизился.

Утверждается, что инвестиции в сланцевую добычу с лихвой покроют потери и привлекут на энергетический рынок республики большое количество новых инвесторов. Насколько оправданы эти ожидания, пока трудно сказать. Пока речь идет о пробных разработках в течение ближайших пяти лет.

Видимо, за сланцевым проектом стоят и некие политические мотивы монгольского руководства. Речь идет о желании Улан-Батора ликвидировать зависимость от России в импорте энергоносителей — по нефти и газу и переключиться на развитие энергетических отношений с США и другими странами, или, как говорят в Монголии, «третьим соседом». Данное намерение, еще до начала сланцевых разработок, нереализуемо ни технически, ни экономически. Об этом говорит мировой энергетический опыт. Даже в тех странах, где сланцевая технология уже широко применяется, традиционные способы добычи собственных или импорт внешних углеводородов остается ведущим в энергобалансе страны. Поэтому в любом случае Монголия вынуждена будет продолжать импорт углеводородов.

В сланцевом проекте, навязываемом Западом Монголии, есть еще один очень опасный момент, о котором монгольская общественность пока имеет весьма слабое представление. Речь идет о разрушительных экологических последствиях для районов добычи. В ряде стран именно по этой причине скептически относятся к сланцевой добыче. Что же касается Монголии, то здесь и на уровне гражданского общества, и на уровне официальных властей, похоже, нет полного понимания последствий разработок сланцевых месторождений.

Фактически речь идет о том, чтобы сделать Монголию главным испытательным полигоном для дальнейшего лоббирования западными энергетическими компаниями своего проекта по всему миру. Попытки ряда общественных неправительственных организаций как-то изменить ситуацию и привлечь внимание монгольских граждан к данной проблеме пока остаются безрезультатными.

Возможно, монгольская общественность не знает о том, что в некоторых странах законодательно введены жесткие ограничения на применение этой технологии, поскольку по разрушительности экологических последствий сланцевая добыча превосходит все существовавшие до нее методы извлечения углеводородов.

Сегодня Монголия — страна «голубого неба», одно из немногих мест в мире, где ещё сохранилась уникальная чистая природная среда. Республика принимает ежегодно миллионы экологических туристов. Все это может очень быстро закончиться.

Оставьте комментарий