Одним из способов преодоления энергетической зависимости наша власть считает добычу газа из «нетрадиционных источников», известную как добыча сланцевого газа. Однако этот путь ведет к большим экологическим и техногенным катастрофам, предостерегают ведущие экологи и геологи Украины. Свою позицию они в очередной раз обнародовали на экологических «Горбуновских чтениях», состоявшихся недавно в Черновцах.
no_shale_gas

Почти 600 химических соединений

Масштабную добычу сланцевого газа развернули в начале 2000-х годов американцы. Затем «мода на сланец» перекинулась в Европу. И уж потом о ней громко и настойчиво заговорили в Украине. Напомним, речь идет, в частности, о Юзовском месторождении, занимающем часть Харьковщины и Донбасса, и Олесском, расположенном между Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областями. Летом 2013 года разведочное бурение на скважине «Беляевская-400», которое вела в Харьковском регионе англо-голландская компания «Shell», подтвердило некое наличие запасов «сланца». И в декабре того же года на Слобожанщине началось бурение второй скважины – «Ново-Мечебиловской-100». Олессскую площадку «оккупировала» к тому моменту американская компания «Chevron».

– Казалось бы, хорошо, что на нашей территории сосредоточены немалые запасы энергоресурсов (по некоторым данным, объем исследованных и оцененных месторождений сланцевого газа в Украине составляет 1,2 триллиона кубометров, что ставит нас на четвертое место в Европе после Польши, Франции и Норвегии). Но дело в том, что по технологии добычи для выкачивания газа на одной площадке бурят не одну скважину, как при традиционном способе, а до 15–20 тысяч! И в каждую закачивают коктейли из тысяч литров воды, отравленной 596 различными химическими кислотами, загустителями, стабилизаторами, оксидантами и прочей гадостью, – сокрушаются экологи…

– Ну а в Украине «сланец» не может быть альтернативой традиционному топливу и по другой причине, – добавляет кандидат геологических наук, научный сотрудник Института геологии НАН Украины Руслан Гаврилюк. – Проблема в том, что мы не можем точно рассчитать, сколько газа находится в месторождениях. Велика вероятность, что газа намного меньше, чем предполагалось. А стоимость одной скважины по добыче сланцевого газа составляет в среднем до 10 миллионов долларов. Кроме того, реализация «сланцевых» проектов требует новой трубопроводной инфраструктуры для подключения этих промыслов к существующей газотранспортной сети. Нужен и повторный фрекинг (гидроразрыв газоносных пластов), ибо «сланцевая» скважина, в отличие от традиционной, «работает» 1–2 года, а потом все нужно разрабатывать заново. Так что без иностранного капитала не обойтись. А ведет себя он на чужих территориях, прямо скажем, бесцеремонно. К тому же из-за конкуренции в странах, где добывают сланцевый газ, как правило, разрушается традиционная нефтяная, газовая и угольная промышленность. Поэтому для отечественной экономики «сланец» трудно назвать перспективным направлением.

Грозит землетрясением, высоким уровнем онкозаболеваний и взрывом кранов

Резко отзывается о «нетрадиционной добыче газа» доктор биологических наук, профессор Национального авиационного университета Украины, председатель Национального экологического центра Ярослав Мовчан.

– Добыча сланцевых газов порождает ряд экологических проблем, способных стать для регионов и страны настоящим бедствием, – говорит он. – Например, бурение многочисленных скважин резко повышает сейсмичность территорий. Если, скажем, в Карпатах максимум сейсмичности равен 8 баллам, то при разработке сланцевых месторождений он моментально вырастет до 9. То есть Карпаты будет трясти с такой же силой, как и Японию 2011 года. И даже если масштабного землетрясения не произойдет, гидровзрывы вызовут постоянные колебания земной коры, которые изменят ландшафты, спровоцируют оползни, разобьют дороги и постепенно разрушат здания.

– И еще одна сверхсерьезная угроза: районы добычи сланцевого газа очень рискуют остаться без чистой питьевой воды, – подчеркивает Мовчан. – Во-первых, коктейль для фрекинга загрязняет грунтовые воды, а во-вторых, в земной коре повсюду есть радиоактивные элементы. В обычном состоянии они не приносят вреда, но под действием «коктейля» активизируются и вымываются. Поэтому в колодцах и кранах вместо воды через несколько лет может оказаться убийственная смесь. Уже известно: в местах добычи «сланца» наблюдается «скачок» онкозаболеваний, земля буквально фонтанирует метаном, если открыть кран и поднести к нему спичку, вода вспыхнет голубым пламенем! Именно после взрывов в водопроводных кранах американцы начали судиться с добывающими компаниями, из-за чего последние теперь банкротятся и ищут «пути выживания», перебрасываясь в энергозависимые страны, подобные Украине…

Ученые предупреждают

Ученые, эксперты предупреждают, что даже в развитых странах через 50 лет 30 процентов скважин станут аварийными, что приведет к настоящим экологическим катастрофам. Кроме того, по расчетам Всемирной метеорологической организации, промышленная добыча сланцевого газа увеличит температуру планеты на 3,5 градуса, тогда как максимум, что может позволить себе человечество, это 2,5 градуса.

Принимая во внимание угрозы, которые влечет за собой добыча «сланца», во Франции, Нидерландах, Чехии и Болгарии ввели запрет на проекты добычи углеводородов с использованием фрекинга. Такие же моратории действовали до недавних пор в Великобритании и Румынии. Однако сейчас они отменены.

Ну а что касается Украины, то, по мнению Ярослава Мовчана, правительство Азарова создало у нас для американских и прочих иностранных компаний просто «сланцевый рай». И, хотя экологи и территориальные общины Западной Украины и Донбасса до сих пор требуют наложить вето на проекты разработки «сланца», должного ответа и от новой власти нет. Мало того. По мнению ряда экспертов и наблюдателей, именно сланцевый газ стал одной из причин войны, разгоревшейся на востоке страны.

Оставьте комментарий