Для справки: село Яремовка находится на границе Харьковской и Донецкой областей на берегу Северского Донца рядом с Национальным парком «Святые горы» вблизи водозаборов г. Донецка и г. Изюма.

Шесть лет назад в с. Яремовку пришли газовики. Официальным образом населению объяснили, что проведут газ (которого до сих пор нет и не предвидится) и дадут рабочие места (нигде газовики не дают рабочих мест местным жителям – везут своих специалистов), а неофициально рабочие несколько раз проговаривались, заходя в местные магазины, что они уже не одно село без воды оставили, а через 15 лет здесь совсем не будет воды и ничего живого вокруг. Удивительно, но местных жителей это не сподвигло ни на какие действия, кроме причитаний и сетований на кухнях.
z03
А газовики придерживаются своих планов, буровые заработали. Кучно, на расстоянии около 500м друг от друга (минимум 6 объектов разрабатываемых в разное время за истекший период) и на расстоянии 800 – 1200м на пригорке от села. Притока своей водяной скважины бурильщикам не хватало, поэтому они стали регулярно ездить в Студенок (нижнее село общего сельсовета) для массированного забора воды в цистерны из ставков, которые стали после этого мелеть, заиливаться и зарастать камышом.

В связи с повышенным потреблением воды газовиками и нарушением целостности водоносных горизонтов, уровень в скважинах жителей упал на 2 -3 метра, а с некоторых горизонтов вода ушла совсем и кое-где колодцы полностью обмелели. Кроме того периодически, особенно по весне, вода в питьевых скважинах, вместо прозрачной, становилась рыжей (оттенка бурового раствора). И часть жителей жаловалось на здоровье после ее употребления – головные боли, боли в животе, кишечные реакции, кожные высыпания (особенно у детей). Но опять-таки, этого оказалось мало для того, чтобы дружно собраться и что-то предпринять, кроме шушуканья по углам.

Огородникам пришлось распрощаться с неполивным способом хозяйствования, ведь понижение уровня грунтовых вод напрямую отразилось на урожайности. Теперь без полива и серьезного мульчирования культуры, которые раньше росли практически самостоятельно, высыхают. Это особенно ощутимо, учитывая отсутствие центрального водоснабжения в Яремовке. Теперь некоторые люди в летнее время львиную долю дня тратят на привоз воды и полив огорода, чтобы вырастить обычный урожай на зиму.

К тому же добавилось нашествие кротов, которые сбежались в деревню с полей, из-за шума работающих буровых вышек. И теперь уже кто вперед соберет урожай с приусадебных участков – крестьяне или кроты.

А в этом году, жители яремовских склонов отметили небывалые за последние 50 лет глубокие трещины грунта и трещины фундаментов домов. Видимо, вибрация, распространяющаяся от вышек, прострельно-взрывные работы, не только нарушили целостность водоносных горизонтов, но и вызвали серьезные подвижки подземных слоев, а как следствие – усиленное оползание грунта, растрескивание капитальных построек.

Часть жителей Яремовки теперь постоянно слышат гул работающей буровой, который еще усилиться в случае установки компрессорной станции для переработки газа. Жителей Студенка, находящихся в низине, частенько «трясет» из-за подрывных работ буровиков. На это плохо реагируют и люди, и животные.

С этой весны те Яремовцы, которые ознакомились с анализами своей воды, которые свидетельствуют о том, что она по качеству не дотягивает даже до технической, регулярно привозят воду для питья из Студенка. Но ведь для стирки и мытья посуды воды не навозишься… Вот и думаешь – куда бы съездить помыться, в какой воде мыть овощи и т.д. А если вдруг забудешь вовремя привезти в дом питьевую воду, быстро начинаешь понимать, что на свете является самым большим богатством – ЧИСТАЯ ВОДА, которую безопасно можно пить. Жажда быстро расставляет на свои места всю систему ценностей. Деньги, газ – это хорошо, НО ИХ НЕЛЬЗЯ ПИТЬ. Они не сопоставимы по ценности для человека с ВОДОЙ.

Анализы показывают, что купаться в Северском Донце уже нельзя, правда не всех это останавливает. А тем временем, недавно случилась беда – в селе у здоровых родителей, имеющих уже двух здоровых детей, родилась девочка без кисти руки. Плод развивался нормально, пока что-то не остановило развитие кисти и пальчиков, оставив их в зачаточном состоянии, вмешавшись в нормальную программу развития. Родители ребенка сообщили, что во время беременности будущая мама и вся семья как-то пили воду из местного колодца, после чего были симптомы отравления. Теперь семья переезжает в другое место.

Слухами земля полнится, и теперь цены на недвижимость в Яремовке упали на столько, что жители уже не могут выручить за свои дома вложенные в них деньги. И те, кто не решится уехать сейчас, скоро не смогут за них выручить ничего – одинаково, что за современный коттедж, что за скромный деревянно-глиняный домик. Ведь там, где отравлена вода, люди не живут и стараются увезти оттуда детей. То, насколько богатеют владельцы буровых, равно тому, насколько нищают местные жители, лишившись всего, что давала им жизнь.

Овощи из тепличных хозяйств Студенка и Яремовский виноград пока еще известны на всю округу, но что будет через некоторое время, когда до людей дойдет, насколько опасно употреблять в пищу продукты с территорий загрязненных деятельностью газодобытчиков…

Жители до сих пор достоверно не знают, какой газ, какими методами, технологиями добывают на территории их села, поскольку на множество письменных запросов, отправленных в этом году появившимися местными активистами, ни одна экологическая государственная служба и ни один орган местного самоуправления или государственной администрации так и не предоставили ни одного документа. Лишь отписки и успокоительные сказки, и фактическое признание того, что в настоящее время государство не контролирует деятельность газовиков и ее влияние на окружающую среду и здоровье людей. Есть версии, что идет добыча природного газа с применением технологий интенсификации дебета скважин методом химического гидроразрыва, что идет добыча газа уплотненных песчанников водным фрекингом или даже выщелачивание урана (технология внешне похожа). Но в конечном итоге, какая разница жителям, в результате какой технологии у них отравлена вода настолько, что ей уже опасно умываться, а не только пить? Достоверно известно, что буровики тратят огромные количества воды, которые они получают бесплатно, обворовывая местную громаду, что они сливают отработанную токсичную буровую жидкость в открытые котлованы размером с половину футбольного поля, заизолированные только лишь слоем глины (и то, под вопросом, есть ли он там). И это все в полях сельхозназначения, вблизи населенного пункта, реки и водозаборов.

А ведь у жителей был шанс сохранить свое право на жизнь в родном селе. Ведь законодательно, единственный собственник территории и природных ресурсов своего села – территориальная громада, то есть жители, которые в нем живут. Единственное, что нужно жителям, чтобы определять свою судьбу – объединиться и четко выражать свою волю в виде решений и конкретных действий. Для этого у них есть все права, нужна только грамотность, настойчивость и объединенность. В настоящее время, контролировать свою землю надо самим, реально ведя на ней свою собственную хозяйственную деятельность.

Так что, если местные жители не заполнят свою землю своими предприятиями и своей социально и экологически приемлемой хозяйственной деятельностью, экономическаяи физическая пустота обязательно будет заполнена. Если осознанно не возьмутся за местное самоуправление, ими будут управлять чужие планы, написанные не для них, но за их счет.

Оставьте комментарий